Как написать роман

«Составьте список из 20 вещей, которые вы любите или ненавидите. О первой десятке сочините 10 произведений. А „черную десятку“ убейте в 10 других произведениях. Так же поступите со своими страхами».

«Любое старое воспоминание стоит того, чтобы перенести его на бумагу. Из творческого тупика можно выйти с помощью словесных ассоциаций — побег возможен только для того, кто пытается его совершить».

«Составьте список из 20 вещей, которые вы любите или ненавидите. О первой десятке сочините 10 произведений. А „черную десятку“ убейте в 10 других произведениях. Так же поступите со своими страхами».

«Любое старое воспоминание стоит того, чтобы перенести его на бумагу. Из творческого тупика можно выйти с помощью словесных ассоциаций — побег возможен только для того, кто пытается его совершить».

Первый психологический роман, который вы напишете, будет, без сомнения, о вас самих и вашей жизни. Ибо кого вы знаете лучше, чем самого себя. И что вы знаете лучше, чем собственное окружение. Хотя, конечно, можно изменить имена и место действия, как все писатели и делают. Но, без сомнения, вы будете главным героем своего произведения. Кто лучше вас знает ваши страстные желания и глупые поступки, ваши мании и фиксации, ваш характер и ваши настроения. Кто лучше вас может описать персонажа, зная все то, что он любит в этой жизни, а что ненавидит.

На самом деле, люди испытывают одни и те же чувства и впечатления, конечно,  разной интенсивности. Но мало кто может внятно и захватывающе описать их правильными словами. Все хотят найти счастье и радость в жизни, все желают перемен, почти все имели психологические проблемы в детстве, не говоря о подростковом возрасте. А уж к двадцати годам многие пережили и разочарования в людях, и первую влюбленность, и семейные драмы. Так что, тем для описания – море.

С чего же начать? Самый первый совет, который дает почти каждый писатель – заведите  дневник. А еще лучше два.  В первом дневнике можно вести вечерние записи о том, что произошло за день, начиная с того, что приснилось. Ведь во сне с нами разговаривает само подсознание, и расшифровывать его символы (непреодолимая стена, бурные воды, полет над землей) очень интересно. Надо подробно описать все значимые события дня, то есть, изложить факты, так сказать.  А вот аргументы в пользу того или иного поведения лучше записывать во второй дневник. Назовем его дневником ощущений и впечатлений. Здесь можно изложить собственные реакции на события дня: интерес, радость, страх, удивление, зависть, эгоизм, безразличие. Ну, и записать случайно услышанные фразы на улицах, описать странно одетых людей, отметить особые выражения лиц. Написать, что рассмешило, а что испугало, что  вызвало раздражение, а что – любопытство.  Что понравилось из увиденного и прочитанного, и почему. Полезно рассказать какие воспоминания из прошлого пришли в голову и в связи с чем.

Ну, а потом переходим к классике. Как гласит теория литературы, почти каждая книга пишется по схеме: «Составьте список из 20 вещей, которые вы любите или ненавидите. О первой десятке сочините 10 произведений. А „черную десятку“ убейте в 10 других произведениях. Так же поступите со своими страхами».

«Любое старое воспоминание стоит того, чтобы перенести его на бумагу. Из творческого тупика можно выйти с помощью словесных ассоциаций — побег возможен только для того, кто пытается его совершить».

экспозиция или общее описание ситуации, завязка или исходное событие, развитие сюжета, некая кульминация, за которой следует искусная развязка конфликта.

Про главного героя мы уже сказали.  Надо вкратце описать историю его жизни и все внутренние противоречия;  отметить, что именно он хочет добиться и что ему мешает; с кем у него конфликт; как испытания и обстоятельства жизни меняют героя; какое озарение освещает его разум; и как он меняется в результате принятого решения. При том, надо постоянно держать внимание читателя: удивлять, вводить в заблуждение, шокировать, использовать эффект ожидания, возбуждать любопытство, создавать чувство предвкушения.

Как в итоге оценивается книга? По интересному сюжету и глубине ситуативных обстоятельств, меняющих характер героя, который превозмогает себя. А обстоятельства могут быть социальными (например, революция), психологическими (драма или трагедия) или природными (катастрофа). Роман оценивается по художественным образам главных героев, по напряжению их конфликта, по раскрытию их внутренних противоречий. По искусству композиции, то есть по умению связать все части романа в единое целое и переплести все нити повествования так, чтобы не было видно швов. По постоянному рефрену главной идеи романа.

Важен жанр, в котором пишет автор.  Это острые интриги приключенческого романа, или неожиданные повороты детективного романа, или спокойное повествование семейной саги. И, без сомнения, очень важна тема, то есть вопрос, который волнует автора и требует решения.

В конечном итоге, ваш роман должен приносить эстетическое наслаждение читателю. Ведь литературе, или искусству слова подвластны многие сферы нашей жизни.  А писательство можно назвать художественным познанием действительности, которое является высшей формой постижения реальности.

Писатель, поэтесса Вита Пунская